Загородный дом
Поиск
Поиск
Правила
Реклама
Карта сайта

ПРОДАЖА (0)

Усадьба (0)
Коттедж (0)
Дача (0)
Дом в деревне (0)
База отдыха (0)
Дом охотника/рыбака (0)
Таунхаус (0)
Бизнес (0)

АРЕНДА (0)


КОТТЕДЖНЫЕ ПОСЕЛКИ (0)

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

Логин:
Пароль:  
Регистрация

О проекте "Загородный дом"

Информационно-аналитический портал Загородный дом - электронное СМИ в сфере загородной недвижимости. На нашем Портале Вы найдете информацию о продаже и аренде любых объектов загородной недвижимости, а также материалы о строительстве, оборудовании, обустройстве и ремонте коттеджа, загородного дома и дачи. Мы поможем Вам выбрать коттеджный поселок или даже дом в деревне.

Реклама на портале "ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ"

Используя мощный потенциал портала, Вы сможете ускорить продажу коттеджа или дома в коттеджном поселке. Благодаря обширной целевой аудитории эффективной является реклама товаров и услуг, связанных, как со строительством, покупкой и оформлением коттеджа в собственность, так и с его обустройством и ремонтом, ландшафтным дизайном и оформлением участка, а также комфортным проживанием за городом. Наши специалисты помогут Вам создать и провести эффективную и выгодную  рекламную кампанию на портале Загородный дом.

ЦИТАДЕЛЬ ПОСЛЕДНЕГО РЫЦАРЯ КЛАССИЦИЗМА

Из всего княжеского рода Юсуповых легко вспоминается только Феликс, да и то лишь применительно к убийству Распутина. А наиболее достойный исторический персонаж - его прапрадед Николай Борисович Юсупов - вниманием потомков оказался обойден. Хотя все мы восхищаемся плодами княжеской деятельности, в частности, самой роскошной подмосковной усадьбой - Архангельским.


Корни юсуповского рода уходят в Золотую Орду - к военачальнику, служившему Тамерлану, владетельному Ногайскому князю Едигею Мангиту. Его далекий потомок, Григорий Дмитриевич Юсупов, был активным участником Азовских походов Петра I, сражений под Нарвой, Полтавой и Выборгом, сенатором времен Екатерины I, первым членом военной коллегии при Петре П. Сын Григория Дмитриевича Борис в разное время служил московским губернатором, сенатором, президентом коммерц-коллегии, возглавлял кадетский корпус. В 1751 г. у него родился сын Николай. Н.Б.Юсупов пришелся ко двору четырех императоров. ?Князь Николай - одна из самых замечательных фигур в нашей семье, - писал Феликс Юсупов в книге ?Перед изгнанием. 1887-1919?. - Склонный к интеллектуальным занятиям, с сильным характером, любитель путешествовать, очень эрудированный, говоривший на пяти языках, он был связан с большинством знаменитых людей своего времени, покровительствовал искусствам и наукам и был другом и советчиком как императрицы Екатерины П, так и ее преемников, царей Павла I, Александра I и Николая I?.

ПО ВОЛЕ НИКОЛАЯ БОРИСОВИЧА ДВОРЕЦ ПРЕВРАТИЛСЯ В МУЗЕЙЖИВОПИСНЫХ ШЕДЕВРОВ XVI-XIX ВЕКОВ

Николай Борисович в 1782-89 гг. представлял Россию при дворе сардинского короля в Турине. Одновременно, по заказу Екатерины П, он активно занимался покупкой картин для Эрмитажа. По возвращении в Россию стал сенатором, возглавил императорские фарфоровый и стекольный заводы, шпалерную мануфактуру. Екатерина назначила его ?директором музыки и зрелищ? - то есть министром культуры того времени. При Павле Н.Б.Юсупов сменил портфель, став министром уделов, Александр ввел его в состав Государственного совета. Начиная со вступления на престол Павла I, Николай Борисович трижды выступал генеральным маршалом на коронациях, был ?режиссером-постановщиком? коронационных торжеств в Москве. После пожара 1812 г. стал начальником Кремлевской экспедиции руководившим восстановительными работами. Именно он выступил инициатором создания Оружейной палаты в качестве музея. Уникальный управленческий опыт, полученный на государственном поприще, князь умело использовал в собственных вотчинах. Стабильный доход приносили его степные имения в Воронежской, Орловской, Рязанской, Тульской и Калужской губерниях. А суконные фабрики, организованные под Курском и под Полтавой, помимо прочего, обеспечили обмундированием русскую армию во время войны с Наполеоном.

 

Стремление Юсупова ?то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других? было реализовано на 100%

На пике деловой активности в 1810 г. Н. Б. Юсупов приобрел у вдовы Н А. Голицына одну из самых дорогих российских усадеб - подмосковное Архангельское - ?для веселья, а не для прибыли?. Николай Алексеевич Голицын был ровесником Юсупова. Дитя эпохи просвещения, дипломат, знаток западноевропейской культуры, он не скупился при строительстве парадной загородной резиденции. В 1780-х гг. на месте ветхого деревянного дома полувековой давности Н. А. Голицын заложил фундамент будущего дворца. Величественный проект Шарля Герна - с центром, выделенным четырехколонным ионическим портиком с треугольным фронтоном, и боковыми частями, подчеркнутыми ризалитами с примыкающими к ним колоннадами, - воплощали крепостные зодчие. Ими было организовано водоснабжение для фонтанов, разбит парк (по проекту Джакомо Тромбаро) и начато строительство парковых сооружений. Возведение наружной части дворца завершилось к концу ХУШ века, что же касается внутренней отделки, то владелец имения довести ее до конца так и не успел. В 1809 г. Николай Алексеевич умер, оставив после себя богатую книжную коллекцию, гармоничный усадебный ансамбль в расположенном неподалеку селе Никольское-Урюпино и архангельский долгострой.

Принципы классицизма, которые со всей строгостью и последовательностью Голицын проводил в создании облика Архангельского, к 1810 г. уже начали выходить из моды. Недостроенный дворец стремительно превращался в айсберг - живой осколок канувшей в Лету екатерининской эпохи. Оценить его красоту, вдохнуть в усадебный комплекс жизнь мог только человек, воспитанный на той же эстетике, что и ушедший в иной мир князь. Человек, обладающий не только безукоризненным вкусом, но и безграничными материальными ресурсами. Едва ли кто-то в России, кроме Н.Б.Юсупова, обладал всеми этими качествами.

Истории было угодно проверить нового владельца имения на прочность. Едва он начал воплощать собственные замыслы в жизнь, разгорелась Отечественная война. Французы отнеслись к Архангельскому совсем не так лояльно, как к голицынской усадьбе в Больших Вяземах (рассказ о ней см. в предыдущем номере M&D): дворец спалили и даже парковые скульптуры ?заразили сифилисом?, как с горькой усмешкой вспоминал Николай Борисович, имея в виду отбитые у статуй носы. Однако стройка закипела вновь. С.П.Мельников, при участии крепостного архитектора В.Я.Стрижакова, дополнил дворец въездными воротами с аркой, которые замкнули массивные колоннады. Над центральной частью дома вырос бельведер, украшенный сдвоенными коринфскими колоннами. В конце концов здание обрело облик, характерный для архитектуры первой трети ХК века: К тебе явлюся я; увижу сей дворец, Где циркуль зодчего, палитра и резец Ученой прихоти твоей повиновались И вдохновенные в волшебстве состязались, -писал А.С.Пушкин в послании ?К вельможе? после посещения Архангельского в 1830 г.

 

 

ОЦЕНИТЬ КРАСОТУ, вдохнуть в усадебный комплекс жизнь МОГ ТОЛЬКО человек воспитанный НА ТОЙ ЖЕ эстетике, чтои ушедший в мир иной князь Голицын

Стремление Юсупова ?то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других? было реализовано на сто процентов. Руинные арки в регулярном саду, храм-памятник Екатерине П, грандиозные оранжереи с экзотическими лаврами, лимонами, померанцами, финиковыми пальмами, ананасами - вот только малая часть княжеских ?прихотей?. В специальных вольерах были расквартированы ламы, верблюды, фазаны, павлины и пеликаны - среди разросшегося парка малых архитектурных форм. По воле Николая Борисовича дворец превратился в музей живописных шедевров XVI-XIX вв., причем нередко залы перепланировались для наиболее эффектного восприятия полотен. Опыт работы с фарфором и стеклом был использован при создании в Архангельском соответствующих производств высокохудожественных изделий -для семейного пользования и подарков ?сановным особам?. Князю удалось добиться органичного синтеза природы с искусством, музея-хранилища с промышленным центром в рамках отдельно взятой усадьбы, руководствуясь лишь собственным стремлением к ?веселью?. ?Это Италия... какая-нибудь вилла, пожалуй, еще какой-нибудь французский замок, с его террасами, бесчисленными мраморами, стриженными аллеями, но не русский барский дом в окрестностях Первопрестольной, - писал спустя столетие Александр Бенуа. - Нигде так удачно не выразился величаво-благородный стиль того времени, нигде так русские копии не приблизились к своим западным образцам, нигде нет такой иллюзии ?заграницы?, нежели в Архангельском?.

Особое место среди усадебных раритетов занял уникальный в своем роде театр. Еще во времена дипломатической молодости Н.Б.Юсупов познакомился с ровесником, выдающимся художником итальянской сцены Пьетро де Готтардо Гонзага. По рекомендации князя, Гонзага был с почестями принят Екатериной П и вошел в число почетных вольных общников Императорской академии художеств. Его ?театр декораций? полностью обходился без актеров: на сцене под музыкальное сопровождение происходила непрерывная смена перспективных пейзажей таинственными чертогами, за которыми открывался сад, вырисовывался интерьер или античная панорама... Смелый предтеча кинематографа вызывал восторг публики, однако оценить подлинную революционность его начинаний тогда смогли немногие.

В 1818 г. Николай Борисович Юсупов ожидал в гости Александра I. Готовясь к встрече, он привлек Осипа Бове и Пьетро Гонзага в качестве архитекторов для постройки усадебного театра. Юсупов повторно рискнул предложить зрителям искусство итальянского постановщика. Гонзага создал по заказу князя ансамбль из шестнадцати декорационных перемен, предназначенных для нескольких представлений, объединенных в сюжетные серии. Для мастера эта работа стала последней. Они умерли практически одновременно в 1831 г. По преданию, Н.Б.Юсупов на смертном одре запретил постановку на своей сцене каких либо спектаклей, кроме относящихся к жанру ?театра декораций?. Усадьба, требовавшая огромных постоянных вложений, постепенно пришла в упадок. Упадок сменился полным запустением после того, как Архангельское, уже в советские времена, оказалось в ведении Минобороны. Однако совсем недавно, когда все же началась реставрация, вдруг выяснилось, что здание театра дошло до наших дней практически в первозданном виде. Более того, в нем сохранились четыре комплекта декораций и занавес, написанные Пьетро ГЬнзага. Уже к осени этого года в театре планируется завершить реставрационные работы, а летом 2004 г. перед зрителями должно предстать невиданное на сегодняшний день искусство...

Во время прогулки по зимним аллеям Архангельского парка я никак не мог отделаться от звучащей в голове ?Музыки под снегом? Андрея Макаревича:

В летнем парке зима, в летнем парке концерт.

Все начнется вот-вот - жаль, что зрителей нет...

 

В судьбе этой подмосковной усадьбы, на заре своего расцвета ставшей музейным центром, до сих пор не поставлена точка. Лишь в 1996 г. она попала под юрисдикцию Министерства культуры. Найдутся ли у современного музейного коллектива те качества и возможности, которые некогда позволили гениальному Юсупову создать неповторимый в своей гармонии ансамбль? Вероятно, покажет время. На сегодняшний день существует своеобразное завещание последнего владельца мения ? князя Феликса Юсупова, написанное в парижской эмиграции: ?У меня было множество планов, которые я несомненно бы осуществил, если бы не был должен покинуть свою страну. Я мечтал сделать из Архангельского художественный центр, построив в окрестностях целую серию жилищ в том же стиле для художников, музыкантов, писателей, артистов. Там была бы академия, консерватория и театр. Сам дворец я сделал бы музеем, оставив несколько комнат для будущих выставок?.

"Мир & Дом" Загородная недвижимость март 2003

текст: Павел Рожин фото: Михаил Коваленко, Сергей Кащеев

Главная
Карта сайта
Написать письмо
© 2004 ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ (Свид. Эл №77-8864) Все права сохранены

Яндекс цитирования     Rambler's Top100