Загородный дом
Поиск
Поиск
Правила
Реклама
Карта сайта

ПРОДАЖА (0)

Усадьба (0)
Коттедж (0)
Дача (0)
Дом в деревне (0)
База отдыха (0)
Дом охотника/рыбака (0)
Таунхаус (0)
Бизнес (0)

АРЕНДА (0)


КОТТЕДЖНЫЕ ПОСЕЛКИ (0)

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

Логин:
Пароль:  
Регистрация

О проекте "Загородный дом"

Информационно-аналитический портал Загородный дом - электронное СМИ в сфере загородной недвижимости. На нашем Портале Вы найдете информацию о продаже и аренде любых объектов загородной недвижимости, а также материалы о строительстве, оборудовании, обустройстве и ремонте коттеджа, загородного дома и дачи. Мы поможем Вам выбрать коттеджный поселок или даже дом в деревне.

Реклама на портале "ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ"

Используя мощный потенциал портала, Вы сможете ускорить продажу коттеджа или дома в коттеджном поселке. Благодаря обширной целевой аудитории эффективной является реклама товаров и услуг, связанных, как со строительством, покупкой и оформлением коттеджа в собственность, так и с его обустройством и ремонтом, ландшафтным дизайном и оформлением участка, а также комфортным проживанием за городом. Наши специалисты помогут Вам создать и провести эффективную и выгодную  рекламную кампанию на портале Загородный дом.

02.07.2004 - Новая жизнь старых усадеб

НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ УСАДЕБ

 

В последнее время стало возможным приобрести в частную собственность вместе с участком земли стоящую на нем старинную усадьбу. В этом случае новый владелец берет на себя обязательства по восстановлению архитектурного памятника. Работу по реставрации, которую раньше выполняли государственные организации, ему предстоит осуществлять на свои средства, руководствуясь лишь собственным вкусом и по своему усмотрению привлекая специалистов.

Текст: Максим Белоус
Фото: Павел Харитонов
Представлены работы
института "Спецпроектреставрация" и ООО "Респа-М"



Беседу с архитектором-реставратором высшей категории, дизайнером Еленой Мальчевской, автором большинства представлнных работ, мы ведем в здании Государственного института искусствознания в Козицком переулке Москвы. В разговоре также принимает участие директор института, доктор искусствоведения Алексей Ильич Комеч. Как оказалось, проблемы сохранности и реставрации исторической застройки как в Москве, так и за городом во многом схожи...

- Проходя мимо многих старинных зданий в нашем городе, частo замечаешь на их стенах таблички: "Городская усадьба XVIII века..." Странно, ведь усадьбами мы привыкли называть загородные резиденции ?

- Елена Мальчевская: Дело в том, что Москва конца XVIII-начала XIX века - это город, каких больше не было нигде. Город дворянских усадеб. Проблемы свободной земли тогда не существовало, и город образовывали главным образом имения: собственно дворцы, флигеля (где жили частенько и сами хозяева, если отапливать всю зиму главное здание оказывалось накладно), сады, огороды, конюшни, каретные сараи, мастерские... Такая застройка придавала Москве неповторимый облик; у города было свое особое обаяние.

Старинное здание не потерпит никаких нарушений
в организации фасада
- и воспитанный глаз это заметит

- Но потом город изменился...

- Е. М.: Да, такая Москва начала погибать в самом конце XIX века, когда стала бурно развиваться промышленность. Многие дворяне разорялись, и их участки переходили в собственность промышленников, ростовщиков. Старые усадьбы сносились, начиналась постройка доходных домов, фабрик, лабазов... Однако Первая мировая война, начавшаяся в 1914 г., приостановила этот процесс: свободных денег в стране стало гораздо меньше, и многие строения, уже готовившиеся к сносу, сохранились. В 20-е годы некоторые усадьбы, особенно переданные научным учреждениям, начали восстанавливать и возрождать.

Библиотека им. Пушкина. Памятник архитектуры XVIII-XIX вв.
Пример научной реставрации.

- С этого и началась история реставрации архитектурных памятников?

- Е. М.: В принципе, история реставрации началась с конца XIX века. Один из городских архитекторов, Иван Павлович Машков, активно работавший в Комиссии по изучению старой Москвы еще до революции, в 1922 году составил список из 302 памятников архитектуры, которые Моссовет в 1927 году постановил считать охраняемыми государством. Позже, в 30-е годы, опять начался снос старинных зданий, но и тогда удавалось отстоять отдельные строения, например, предположительно приписывая их известным архитекторам прошлого и тем самым переводя в разряд памятников.

- Получается, что городская и загородная подмосковная усадьбы конца XVIII-начала XIX века были очень похожи. Что же ожидает инвестора, приобретающего такую усадьбу и намеревающегося восстановить ее?

- Алексей Комеч: По новому законодательству, загородная усадьба должна продаваться вместе с землей, и это стало единственным аргументом, почему такие усадьбы вообще стали приобретать. Ведь исторические усадьбы, в каком бы плачевном состоянии они фактически ни находились, могут перейти в руки нового собственника только при условии, что он берет на себя обязательство сохранить или восстановить их.

- Оставляя в стороне вопрос о воссоздании всего усадебного ансамбля, поговорим о реставрации главного, господского дома, который, как правило, новый владелец намеревается использовать как жилой. Что здесь необходимо учитывать прежде всего?

- А. К.: Здесь необходимо отдавать себе отчет вот в чем. Между современной архитектурой и архитектурой прошлого значительная разница. Современная практически целиком укладывается в понятие дизайна, будь то дизайн ландшафта, фасада или интерьера... А классическая архитектура создает осмысленные пространственные композиции, в которых впоследствии уже решаются декоративные, собственно дизайнерские, задачи. То есть дизайн - это решение бытовых задач. Тут нет ничего зазорного: наша жизнь сильно отличается от той, что была у хозяев этих усадеб триста лет тому назад, и для современного архитектора в первую очередь важно очеловечить жилище, то есть обустроить бытовую сторону жизни. Старый же архитектор никогда не строил просто дом - он возводил храм, либо дворец, ставя предназначение здания в соответствие образу жизни людей в нем - людей сословной эпохи, людей с четко выраженными представлениями о том, как должно жить и вести себя в той или иной ситуации.

Памятник архитектуры XVIII-XIX вв.
"Дом Голицына".
Пример научной реставрации интерьера

- Значит и фасад, и построение, и внутреннее убранство старинной усадьбы создавались такими, чтобы соответствовать образужизни их владельцев?

- А. К.: Вот обратите внимание на то, как декорирован наш особняк. Он предназначен для частной жизни, для радостей семейного быта, для встреч и общения с друзьями; и вот, пожалуйста, в росписях и плафонах кругом амуры, Венеры, изображения Геракла, отставившего палицу и играющего на лире; венки, цветы - все наводит способного прочесть это послание посетителя на размышления о радости и любви. А в царском дворце - возьмите тот же Павловск - будет совершенно другая мифологема: мощь, величие, слава. И сама архитектура здания, и его отделка - карнизы, лепнина, росписи - привязаны к задаче, которую решает архитектор. Так что если ценность этого старого, пусть и в убогом состоянии находящегося, здания для вас очевидна, если вам хочется восстановить его именно в первоначальном виде, то именно так и надо ставить задачу - реставрировать то, что сохранилось, плюс восстановить несохранившееся по известным аналогам. Не забывая, однако, о чувстве меры.

Памятник архитектуры XVIII-XIX вв.
"Дом Голицына".
Пример научной реставрации интерьера

- Что вы имеете в виду?

- А. К.: Все, от фасада и вплоть до мельчайших деталей. Очень важно помнить о том, что старинный особняк выстроен с четкими представлениями о предназначении каждого помещения: зал для приемов, кабинет, будуар, анфилада, бальная зала... Что делать с наружным видом здания? Если восстанавливать "как было", то фасад должен быть восстановлен в точном соответствии с его историческим обликом. Если современный художник возьмется "подправить" осыпавшееся полотно Рембрандта по собственному разумению, это будет уже не Рембрандт. Точно также и старинное здание не потерпит никаких нарушений в организации фасада - и воспитанный глаз это заметит. Стремление сделать "лучше, чем было" при реставрации недопустимо. В архитектуре, как и в любом другом виде искусства, можно не принимать вкуса того или иного мастера, но, упаси боже, его править!

Современная живопись при всей своей
добросовестности не заставляет
зрителя восторгаться.
А та, старая, заставляла

- С фасадами ситуация ясна, но как быть с внутренним убранством старинных усадеб?

- А. К.: Что касается интерьеров, то тут трудно, да и незачем к чему-то обязывать нового владельца. Все решит его вкус - в конце концов, именно ему в этих интерьерах жить. Если никакой внутренней отделки в старом доме не сохранилось, можно в принципе делать что угодно, выбирать любой стиль... Дело в том, что полное восстановление усадьбы иначе как в музейном варианте все равно вряд ли возможно и нужно - у нынешних владельцев действительно другие представления о жизни и своем месте в ней, чем у дворян XVIII века. Оптимальным компромиссным вариантом между полной реконструкцией и сплошным новоделом представляется такой: можно восстановить схему отделки - панели, обрамления, - не увлекаясь деталями и уж тем более изобразительными решениями. Это общепринятая в Европе практика: скажем, дворец Бельведер в Германии, резиденция президента, восстановлен как раз по схемам. Почему нет смысла пытаться воспроизвести, допустим, старинные настенные росписи? Да все потому же: сейчас невозможно что бы то ни было написать так, как писали в XVIII веке. Еще удается делать лепнину по имеющимся образцам, но воссоздаваемая (в том же Павловске, в Михайловском) живопись, особенно фигурная, при всей своей добросовестности не заставляет зрителя восторгаться. А та, старая, заставляла.

Памятник архитектуры XVIII-XIX вв.
"Дом Голицына".
Пример научной реставрации интерьера

- Е. М.: В отделке очень важна многокрасочность в сочетании с величайшим чувством меры: так, длинные анфилады парадных комнат строились в старину на контрастах: красный зал, зеленый, мраморный... Двери между помещениями раскрываются настежь, и чередование разнообразных залов создает настоящий праздник шествия. Причем раньше двери красились в различные тона, как минимум в два, и до 5-6 цветов на дверное полотно; причем все это не смотрелось безвкусно или пестро. Точно так же сочетали различные цвета и фактуры материалов на потолках и стенах. Это создает особое ощущение.

Памятник архитектуры XVIII-XIX вв.
"Дом Голицына".
Пример научной реставрации интерьера

- Выходит, проблемы старинных усадеб не столько в их нынешней сохранности, сколько в людях, которые определяют их судьбы?

- А. К.: Именно так. Если владелец усадьбы художественно безграмотен, да еще и органы охраны памятников молчат, ничего тут сделать нельзя. Это, кстати, верно не только для России: египтяне убили Каир, гибнет старый Стамбул, китайцы небоскребами уничтожают Шанхай и другие свои прекрасные города, как и японцы... Тенденция общая. Москва на глазах теряет свой прежний облик, и это объективный процесс. В Подмосковье ситуация с охраной памятников еще сложнее, чем в городе... Однако будем надеяться, что следующие поколения окажутся просвещеннее нынешних, и что-то удастся спасти хотя бы им.

Классическая архитектура
создает осмысленные
пространственные
композиции,
в которых
уже впоследствии решаются
декоративные, собственно
дизайнерские,задачи

- Е. М.: Методы современных реставраторов позволяют найти компромисс между потребностями новых владельцев усадеб и воссозданием архитектурного наследия.

 

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

03.12.2010 - Особенности планировки загородных домов
Заветной мечтой многих городских жителей является свой собственный загородный дом. Те счастливчики, которые уже приобрели земельный участок и очень близки к ее реализации, зачастую совершают множество ошибок при планировке будущего строения.
Подробнее
21.11.2005 - Дома на одно лицо
Частные подмосковные дома переживают очередной виток своего эволюционного развития. Место точных копий горных шале и английских домов, стоящих на соседних участках, заняли стройные ряды коттеджей, выстроенных по единому проекту.
Подробнее
07.02.2005 - Таунхаус: быть или не быть?
Таунхаус представляет собой несколько коттеджей, соединенных вместе. У каждого строения отдельный въезд для машин, а также небольшая территория ? участок земли в 2?3 сотки.
Подробнее
29.11.2004 - Гармония целого
В последнее время появилось много архитектурных студий и мастерских, предлагающих так называемый ?комплексный архитектурный подход? к строительству загородного дома, коттеджа. То есть создание гармоничного жилища от А до Я: начиная с разработки места застройки, заканчивая покупкой настенных часов и прочими интерьерными нюансами.
Подробнее
01.10.2004 - Архитектура загородного дома - эстетика или бизнес?
Как только пересекаешь МКАД -не имеет значения, в каком направлении, - глазу открывается удручающий вид на заброшенные загородные дома ужасающей архитектуры.
Подробнее
все Статьи | все Статьи раздела 'ДОМ' | все Статьи темы 'архитектура'
Главная
Карта сайта
Написать письмо
© 2004 ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ (Свид. Эл №77-8864) Все права сохранены

Яндекс цитирования     Rambler's Top100